x

Успешный бизнес-план

2018-01-11
Успешный бизнес-план

В современной рыночной экономике невозможно точно определить прогноз развития компании без подробного, точного и легкого в понимании бизнес-плана. Необходим он как для потенциальных инвесторов, которые дадут точную оценку бизнеса в ходе прочтения бизнес-плана, так и для собственника компании, которому необходимо более детально разобрать «свое дело» и сформулировать успешную миссию и стратегию компании.

Качественный бизнес-план, как правило, включает подробную информацию о финансовой, сбытовой и производственной деятельности исследуемой компании, оценивает прогнозы развития исходя из изменяющейся экономической ситуации, а так же определяет стратегии конкурентной борьбы на основе интересов компании, ее партнеров, потребителей, конкурентов и инвесторов.

К основным составляющим бизнес-плана относят:

оценка конкурентоспособности,

  • план маркетинга,
  • план производства,
  • финансовый план,
  • предложения потенциальным инвесторам о целесообразности сотрудничества с компанией.

 Стандарт UNIDO (Организации Объединенных наций по промышленному развитию) устанавливает общую структуру бизнес-плана, в соответствии с которой он должен включать следующие основные разделы [2]:

  • резюме,
  • описание отрасли,
  • описание предоставляемых услуг (товаров),
  • маркетинговый план,
  • план производства,
  • организационный план,
  • финансовый план,
  • оценка эффективности проекта,
  • гарантии, риски компании,
  • приложения.

 Многие научные деятели в области бизнес-планирования, такие как Ю.Н. Лапыгин [4], В.М. Попов [5] и И.И. Ушаков [6] считают, что разработку бизнес-плана необходимо осуществлять в строгой последовательности:

  • выработка идеи проекта;
  • описание выработанной сущности;
  • анализ производственных возможностей компании;
  • оценка рынков сбыта;
  • разработка маркетингового плана;
  • разработка плана производства;
  • разработка организационно-правового плана;
  • разработка финансового профиля проекта;
  • оценка риска;
  • общие выводы;
  • предложения.

Первое впечатление на аудиторию производит хорошее резюме, которое должно быть многообещающим, ясным, кратким и содержать какую-либо идею, которая заинтересует инвестора. Но с точки зрения составителя бизнес плана его необходимо писать после всех расчетов, показывающих технико-экономическую эффективность.

Раскрытие основной идеи проекта производят исходя их настоящих условий и данных, необходимых для его развития. Данную информацию можно представить более точно и наглядно, описав достоинства и недостатки создаваемого проекта, а так же представив жизненный цикл спроса на него, указав на какой стадии он находится: выведение на рынок, рост, насыщение или спад спроса.

Зильберман М. [3], Бейч Э. [1] отмечают, что важными элементами любого качественного бизнес-плана должны быть анализ производственных возможностей и оценка рынков сбыта, которые помогут убедить инвесторов в обоснованности расчетов и показателей проекта с учетом календарного графика выполнения всех работ по его внедрению. Оценка рынков сбыта необходима для построения кривой спроса на несколько лет исходя из уровня доходов, частоты покупок и основных регионов-потребителей.

После выполнения всех предыдущих этапов бизнес-плана и полученных данных следует тщательно рассмотреть план маркетинга, который предполагает нахождение рынка сбыта и распространение на нем продукции собственного производства и создание выгодной стратегии в области ценообразования. Для всего этого компании нужно выработать конечные цели: объем продаж, долю рынка, политику ценообразования, систему товародвижения и сбыта, а так же систему стимулирования продаж. Ведущие менеджеры отмечают, что в этом разделе лучше всего представить как можно больше информации в наглядной форме: таблицы, графики, рисунки. Этот факт поможет лучше понять представленный материал и более детально оценить проект инвесторами.

Разработка плана производства процесс трудоемкий и кропотливый, но как раз именно он дает понимание того, как была сформирована себестоимость  предлагаемого проекта; каковы потребности компании, исходя из требуемых мощностей и каков прогноз объемов производства. Грамотно составленный план производства поможет избежать непредвиденных расходов в будущем.

Оценка финансовой ситуации проекта осуществляется в финансовом плане, который является ключевым во всем бизнес-плане, потому что именно по нему инвесторы определяют эффективность проекта и составляют окончательное впечатление об этом бизнесе. Финансовый профиль проекта включает источники финансирования проекта, план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, балансовый план.

Взаимосвязь представленных бюджетов отражает схема финансового бюджета, наглядно представленная на рис. 2. Тем самым, эти данные воссоздают картину того, что необходимо, чтобы данный проект заработал.  

Содержание бизнес-плана, безусловно, гораздо важнее, чем внешнее впечатление от него, но всегда лучше читать профессионально составленный документ, который только подтвердит горячее стремление создать успешный бизнес.

Придерживаясь всех вышеперечисленных шагов, можно сформировать прочную основу в разработке успешного бизнес-плана, который будет ключом к достижению успеха в избранном бизнесе и открытию безграничных возможностей развития идеи.

 

Литература:

Бейч Э. Консалтинговый бизнес: основы профессионализма. – СПб.: Издательство «Питер», 2007. – 272 с.

Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. – Вена: ЮНИДО, 1995. – 343 с.

Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии. – СПб.: Издательство: «Питер», 2007. – 432 с.

Лапыгин Ю.Н. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании. – М.: Омега-Л, 2012. – 352 с.

Попов В.М., Ляпунов С.И. Финансовый бизнес-план. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.

Ушаков И.И. Бизнес-план. СПб.: Издательство «Питер», 2005. – 224 с.